Создал: Сергей Савельев
Создана: 06.02.2016 23:52
Редактировал: Сергей Савельев
Редактирована: 09.03.2016 21:09
Статус: Редактируемая

Школа игры на шестиструнной гитаре

Часть первая

Музыкально- теоретические сведения и практическое освоение инструмента

Раздел I

Описание: Общие сведения о гитаре, музыкально-теоретические сведения, настройка инструмента, посадка, постановка рук, способы извлечения звука, позиции, баррэ.

Исторические сведения о гитаре

Первые сведения о гитаре относятся к глубокой древности. На египетских памятниках тысячелетней давности встречаются изображения музыкального инструмента - наблы, - внешним видом напоминающего гитару.

Как свидетельствуют иероглифические надписи, набла-символ добра. Гитара была распространена и в Азии, что подтверждают изображения на архитектурных памятниках Ассирии, Вавилона и Финикии. В ХIII в. арабы завезли ее в Испанию, где она вскоре получила полное признание.

Слово «гитара» арабского происхождения.

В конце ХY в. состоятельные семьи Испании начинают соперничать между собой в покровительстве наукам и искусству. Гитара наравне с лютней и другими щипковыми инструментами становится излюбленным инструментом при дворах.

В культурной жизни Испании, начиная с ХVI в., большую роль сыграли многочисленные ассоциации, академии, кружки и собрания-«салон», собиравшиеся регулярно. Музыкальные концерты родились в недрах таких салонов.

С ХVI в. увлечение щипковыми инструментами проникает в глубокие массы. Для них создается огромная литература. Имена композиторов, представлявших ее, составляют длинную вереницу: Милан, Корбетто, Фуенльяна, Марин-и-Гарсиа, Санз и многие другие.

Пройдя большой путь развития, гитара приняла современный внешний вид. До ХVIII в. она была меньше размером и корпус ее был довольно узким и вытянутым. К середине ХIХ в. гитара получила окончательную форму и стала больше. На ней появилось шесть струн со строем: ми, си, соль, ре, ля, ми. Из Испании гитара была завезена в западно-европейские страны и Америку, где завоевала большую популярность.

Чем же объяснить столь широкое распространение гитары? Главным образом тем, что она обладает большими возможностями: на ней можно играть соло, аккомпанировать голосу, скрипке, виолончели, флейте, ее можно встретить в оркестре и ансамбле.

В конце ХVIII в. в Испании появляются композиторы и виртуозы Ф. Сор и Д. Агуадо; одновременно с ними в Италии - М. Джулиани, Л. Лениани, Ф. Карулли, М. Каркасси и другие. Они создают литературу для этого инструмента, начиная от мелких пьес и кончая сонатами и концертами с оркестром.

Композитор Сор с огромным успехом концертирует в городах Западной Европы и России. Его балеты «Золушка», «Лубочник в роли живописца», «Геркулес и Омфала», а также опера «Телемах» выдерживают много представлений на сценах Петербурга, Москвы и крупных городов Западной Европы. Полифонический стиль, богатейшая фантазия и глубина содержания характеризуют творчество Сора. Это образованный музыкант-композитор, виртуоз-гитарист, поражавший глубиной своего исполнения и блеском техники. Его сочинения прочно вошли в репертуар гитаристов. Сор написал огромное количество произведений, «Школу игры на гитаре» и много учебной литературы.

Итальянец Джулиани является основоположником итальянской гитарной школы. Он был блестящим гитаристом, а также в совершенстве владел скрипкой. Когда в 1813 г. в Вене впервые исполнялась седьмая симфония Бетховена под управлением автора, Джулиани принимал участие в ее исполнении в качестве скрипача. Бетховен высоко ценил Джулиани как композитора и музыканта. Его сонаты, концерты с оркестром исполняются современными гитаристами, а педагогическая литература является ценным наследием и для педагогов, и для учащихся.

В середине ХIХ в. появляется знаменитый скрипач Никколо Паганини, который замечательно играл и на гитаре. Играя на этих двух инструментах, казалось бы не имеющих ничего общего, он многие гитарные приемы перенес на скрипку, а скрипичные на гитару. Гитарные приемы сказались прежде всего в технике пиццикато и двойных флажолетов, в связной игре аккордами, а также в характерной для Паганини перестройке нижней струны Соль и повышении строя скрипки. Паганини написал более 140 пьес для гитары, 28 дуэтов для гитары и скрипки, 4 трио, 9 квартетов для смычконых инструментов с гитарой. Интересно отметить, что гитара в квартетах часто соревнуется со скрипкой, исполняя ту же роль, что и скрипка.

Многие западноевропейские композиторы ХIХ в.- Ф. Шуберт, К. Вебер, Р. Крейнер, А. Диабелли, Л. Шпор, И. Гуммель и другие пишут произведения для гитары соло, а также замечательные ансамбли с участием гитары. Берлиоз в своем знаменитом трактате по инструментовке посвятил гитаре целую главу.

Во второй половине ХIХ в. в истории гитары появилось новое яркое имя испанского композитора, солиста-виртуоза и педагога Франциско Тарреги. Он создает свой стиль письма. В его руках гитара превращается в маленький оркестр. Франциско Таррега родился 21 ноября 1852 г. в Испании, в городе Вильяреале провинции Валенсия. Любовь к гитаре у мальчика проявилась в раннем детстве, когда он слушал уличных музыкантов-гитаристов. Первым учителем Тарреги был гитарист и композитор Аркас, который привил ученику хороший вкус и любовь к гитаре. Таррега окончил Мадридскую консерваторию по классу фортепиано, но продолжал совершенствоваться в игре на гитаре. Свой первый концерт Таррега дал в театре Альгамбры не на рояле, а на гитаре. Концерт прошел с огромным успехом. Дальнейшую свою жизнь Таррега посвятил гитаре.

Исполнительское творчество этого замечательного музыканта оказало влияние на творчество его друзей-композиторов: Альбениса, Гранадоса, де Фалья н других. В их фортепианных произведениях часто можно услышать подражание гитаре. Слабое здоровье не давало Тарреге возможности концертировать, поэтому он посвятил себя педагогической деятельности. Можно смело сказать, что Таррега создал свою школу игры на гитаре. К числу его лучших учеников относятся Мигуэль Льобет, Эмелио Пухоль, Доминико Прат, Даниэль Фортеа, Илларион Лелюп и другие известные концертанты. Многочисленные ученики Тарреги передают его метод преподавания.

К настоящему времени изданы школы Д. Фортеа, Д. Прата, И. Лелюпа, И. Аренса и П. Роча, основанные на методе обучения Тарреги. Умер Таррега в 1909 г.

В ХХ в. появляется имя великого испанского гитариста Андреса Сеговии. Родился он 17 февраля 1894 г. близ Кордовы. Научился играть на гитаре самоучкой в раннем возрасте и завершил свое музыкальное образование в музыкальном институте Гренады. В 1909 г. он впервые выступил как гитарист-концертант в Гренаде, вслед за тем последовали его концертные выступления в других городах Испании. В 1922 г. Сеговия поехал в Южную Америку, где его концерты прошли с огромным успехом. С этого времени он концертирует в Германии, Австрии и Франции. В 1926-1927 гг. он приезжал на гастроли в СССР. В Советском Союзе его также ждал успех. Вот что писал о Сеговии академик Б. В. Асафьев: «Культура игры на гитаре в Испании давняя, старинная, и корни ее уходят в далекое романтическое прошлое. Представитель этой культуры - Сеговия прежде всего серьезный и строгий музыкант. Его исполнение никак нельзя упрекнуть в дешевом щегольстве и виртуозничестве дурного тона. Слушать его своеобразное наслаждение; благородство звука, ритм, интенсивнейшая сдержанность исполнения, четкость и чистота интонаций (флажолеты просто изумляют!), безупречность вкуса, утонченность, не показное мастерство и, конечно, сказочное богатство динамических и колористических оттенков-вот что особенно и главным образом привлекает в феерической игре Сеговии, в игре столь необычной у нас, где искусство это так опошлилось. Сеговия ни на один момент не упускает из виду пластики форм: он красиво и последовательно подчеркивает конструктивные детали, блестяще расцвечивает основную мелодическую линию пышными узорами или развивает ее хрупким, как утонченная резьба орнаментом...»

В 1936 г. Сеговия побывал вторично в Советском Союзе, везде вызывая восхищение своим мастерством. Он исполнял произведения классиков-гитаристов: Сора, Джулиани, транскрипции произведений Чайковского, Шуберта, Гайдна и оригинальные произведения испанских композиторов: Турина, Торроба, Тансмана, Кастельнуово-Тедеско и других композиторов. У Сеговии состоялось немало встреч с советскими гитаристами, на вопросы которых он охотно отвечал. В беседах по поводу техники гитарной игры Сеговия указывал на особую важность не только постановки рук, но и правильного применения аппликатуры.

До ХVII в. гитара в России не имела большого распространения. Ее можно было встретить лишь в богатых домах случайно привезенной из-за границы. Первые замечания о гитаре встречаются у Я. Штелина*, жившего в России в XVIII в. Он писал о том, что гитара в России распространялась медленно, но с появлением среди других гастролеров гитаристов&виртуозов Цани де Ферранти, Ф. Сора, М. Джулиани и других этот инструмент завоевывает себе симпатии и получает широкое распространение. Появляются в начале XIX в. русские гитаристы: М. Соколовский, Н. Макаров и другие, успешно концертирующие в России и за границей.

* Академик Я. Штелин, проживавший в Москве с, 1735 г. по 85 г… написал первый исторический обзор музыкальной культуры осени.

Гитара оставила яркий след в музыкальном искусстве России. В произведениях композиторов 30-50-х гг. прошлого века явно ощущается ее влияние. Фортепианное сопровождение многих романсов М. Глинки и А. Даргомыжского написано в стиле гитарного сопровождения. Путешествуя по Испании, Глинка под впечатлением игры на гитаре Феликса Кастильо создал свои гениальные произведения для симфонического оркестра: «Арагонскую коту» и «Ночь в Мадриде». Композиторы А. Алябьев, А. Варламов, А. Гурилев и другие свои широко популярные романсы и песни написали в расчете на сопровождение гитары или фортепиано в манере, близкой гитарному аккомпанементу. Свои задушевные романсы, полные элегической грусти или романтической взволнованности, Варламов пел, сопровождая их мягкими переборами на гитаре.

В начале ХХ в. гитару можно было встретить лишь среди гитаристов-любителей. К этому инструменту относились с предвзятым мнением, как к инструменту мещанскому. Многие крупные музыканты, не зная технических возможностей гитары, ее истории, литературы, относились к ней с некоторым пренебрежением.

Знаменитый гитарист Марк Данилович Соколовский после блистательных выступлений в Москве в 1847 г. и других городах России, после огромного успеха в Лондоне, Париже, Вене, Берлине мечтал всю свою жизнь преподавать в консерватории, но, несмотря на то, что он был гитарист с мировым именем, двери консерватории для него были закрыты. Он имел возможность давать лишь частные уроки.

Не менее известный гитарист Николай Петрович Макаров, гитарист-концертант, тоже старался доказать, что этот инструмент заслуживает большого внимания. В 1856 г. он попытался организовать Всероссийский конкурс гитаристов, композиторов, пишущих для гитары, а также мастеров, изготовляющих эти инструменты. Таким путем он рассчитывал выявить новых прекрасных музыкантов, новые произведения и лучших мастеров. Но это большое дело никто не поддержал. Свое намерение Макаров все же осуществил, но не в России, а в столице Бельгии Брюсселе.

Лишь после Великой Октябрьской социалйстической революции были созданы все условия для развития различных жанров искусства. Открылись многочисленные музыкальные школы и консерватории. Советский народ с большим энтузиазмом приобщался к искусству.

В 1931 г. в музыкальных училищах и школах начали преподавать игру на гитаре. Одними из первых педагогов на шестиструнной гитаре были П. С. Агафошин и П. И. Исаков. В 1932 г. преподавание на гитаре было введено в Московской, Киевской и других консерваториях.

Они подготовили кадры молодых специалистов. Часть музыкантов занялась педагогической деятельностью, другая — исполнительством.

Петр Спиридонович Агафошин родился в 1874 г. Более сорока лет он проработал артистом оркестра в Государственном Малом театре. С 1931 г. он вел класс гитары в музыкальном училище им. Октябрьской революции и Московской государственной консерватории. Многие современные советские гитаристы являются его учениками. Агафошину принадлежит книга «Новое о гитаре», изданная в 1928 г. Свыше десяти сборников пьес классиков шестиструнной гитары и шесть альбомов собственных транскрипций и композиций выпущены в 1930—1950 гг.

Деятельность Агафошина, направленная на развитие в нашей стране культуры игры на шестиструнной гитаре, была высоко оценена Советским правительством. Он был награжден орденом «Знак почета» и двумя медалями. Агафошин вложил много труда‚ чтобы создать профессиональные кадры гитаристов, исполнителей и педагогов.

Периодически устраивались конкурсы, в которых наравне с другими музыкантами участвовали и гитаристы. В 1936 г. Всесоюзное радио провело конкурс молодых исполнителей, в том числе и гитаристов. В 1939 г. состоялся Всесоюзный смотр исполнителей на народных инструментах. В Москву съехались представители всех республик. Среди победителей были и гитаристы.

В годы Великой Отечественной войны и после гитара в учебных заведениях не преподавалась.

В 1952 г. было введено занятие на шестиструнной гитаре на вечерних курсах музыкального образования при музыкальной школе им. Стасова. Вскоре и в других музыкальных школах открылись такие же классы.

Большую роль сыграл Всемирный фестиваль молодежи и студентов в 1957 г. в Москве, на котором проходил международный конкурс гитаристов. Русские гитаристы завоевали почетные звания лауреатов международного конкурса.

В 1960 г. в музыкальном училище при консерватории введено обучение игре на гитаре.

Многие крупные советские композиторы создали и создают немало оригинальных сочинений для гитары. Композиторы Б. Асафьев и Н. Речменский, помимо небольших пьес, напнсали произведения крупной формы концерты для гитары и симфонического оркестра. Композитор В. Шебалин написал целый ряд замечательных произведений для гитары. Многие советские композиторы пишут для гитары: В. Золотарев, А. Мосолов. Н. Иванов, В. Страннолюбский, Н. Ряузов, И. Ильин и другие.

В концертных залах городов Советского Союза часто можно слышать солистов-гитаристов. Звучат квартеты, квинтеты, дуэты с участием гитары; исполняются прекрасные творения Паганини, Боккерини, давно забытые произведения для гитары с фортепиано—«Дивертисмент» К. Вебера, концерты Джулиани, Вивальди, Карулли и произведения советских композиторов с камерным оркестром.

Можно с уверенностью сказать, что гитара теперь заслужила всеобщее признание, лучшие музыканты, композиторы, певцы принимают большое участие в пропаганде этого замечательного инструмента.

Общие сведения о гитаре

Классическая гитара имеет шесть струн (Ми, Си, Соль, Ре, Ля, Ми).

Ноты для нее пишутся на пятилинейном нотоносце в ключе Соль, октавой выше их действительного звучания. Следовательно, все шесть струн гитары звучат октавой ниже написанного.

Гриф гитары разделен на лады, отделяющиеся друг от друга порожками, количество которых девятнадцать (иногда больше). Звуковой объем гитары охватывает почти четыре хроматические октавы и состоит из сорока четырех нот.

Каждая струна может воспроизвести двадцать нот. По характеру звучания гитара близка к арфе, особенно когда на ней натянуты нейлоновые струны.

В основе игры на шестиструнной гитаре надо считать прием баррэ—прижимание указательным пальцем левой руки на одном ладу нескольких или всех струн.

При помощи этого приема легко переходить из одной тональности в другую. На гитаре можно воспроизводить мелодию, сопровождаемую аккомпанементом, и многоголосные произведения. На. этом инструменте, мягком по тембру. пользуясь известными техническими приемами, можно извлекать звуки необычной и разнообразной окраски.

Возможности гитары очень велики, изучив этот инструмент и способы исполнения на нем, можно воспроизвести множество прекрасных страниц классической музыки.

Концертные инструменты изготавливаются мастерами из высококачественных материалов: палисандра, красного дерева, клена и других. Для верхней деки употребляется мелкослойная ель. Чтобы гитара хорошо звучала, при изготовлении ее соблюдаются особые про-порции и делается она из выдержанных материалов.

Шестиструнная гитара—инструмент трудный в техническом отношении, поэтому ученик должен обратить самое серьезное внимание на то, чтобы инструмент, на котором он начинает заниматься, соответствовал всем предъявляемым к нему требованиям, а именно: гриф должен быть плоский, устойчивый и достаточно широкий, наглухо приклеенный к кузову. Струны над ладами должны находнться на таком расстоянии, чтобы их можно было легко прижимать к ладам.

При этих условиях можно более успешно добиться хорошего звучания инструмента. Если же инструмент не будет соответствовать этим элементарным требованиям, все занятия самого способного и усидчивого ученика могут привести к разочарованию.

Струны

Струны для гитары 1 2 3 так же, как и для смычковых инструментов, употребляются нейлоновые, а 4 5 6 — нейлоновые, обмотанные сверху тонкой металлической проволокой, называемой канителью. Нейлоновые струны издают чистые звуки, приятные по тембру. Такие струны легко прижимать к ладам, и эластичность их облегчает овладение всеми существующими приемами.

Наряду с нейлоновыми струнами существуют также металлические, которые при извлечении звука дают призвук металла. Если играть на гитаре с металлическими струнами, то трудно добиться всех тонкостей исполнения, так как натяжение металлических струн гораздо более сильное, чем нейлоновых; прижимать их к ладам поэтому довольно тяжело, особенно во время исполнения баррэ, что затрудняет развитие техники и усвоение многих приемов.

Примечание. Если нет нейлоновых струн, надо заниматься на металлических, но при первой возможности перейти на нейлоновые.

Прежде чем приступить к практическим занятиям на гитаре, надо усвоить основы элементарной теории музыки.

Звук

Музыкальным звуком называется такой звук, который имеет определенное число колебаний в секунду. От количества колебаний зависит высота звука. Чем больше число колебаний, тем выше (тоньше) звук. Чем меньше число колебаний, тем звук ниже (грубее).

Музыкальные звуки обладают следующими свойствами:

  1. высотой (низкие и высокие звуки; например, мужской голос — низкий, женский и детский — высокие),
  2. продолжительностью (короткий и длинный),
  3. силой (громкий и тихий),
  4. тембром (определенная звуковая окраска; например, звучание гитары имеет одну окраску, а звучание скрипки — другую).

Количество звуков в музыке более 200, и если каждый звук имел бы свое название, то было бы трудно их запомнить, поэтому принято употреблять только 7 главных названий, которые периодически повторяются.

Для обозначения высоты звука пользуются семью названиями: ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ или буквами: C, D, E, F, G, A, H

Звуки. носящие одно из главных слоговых или буквенных названий, называются основными. Число основных звуков, употребительных в музыке — 57.

Ряд звуков, начинающихся от любого из названных‚ к примеру от до, и заканчивающихся таким же одноименным, называется октавой.

Весь звукоряд разбивается на октавы, которые имеют особые названия: субконтроктава (самая низкая), контроктава, большая октава, малая, первая, вторая, третья, четвертая и пятая октавы (см. рисунок на стр. 2).

Запись нот

Для записи музыкальных произведений существует нотная система. Ноты записываются на пяти основных линейках, называющихся нотоносцем.

Нотоносец

Нотные знаки обозначаются в виде овала или черной точки, со штрихами и без штрихов, в зависимости от их длительности, и пишутся на линейках, между ними, над и под линейками:

Название нот определяется кличем. Который выставляется в начале нотоносца.

Для гитары употребляется скрипичный ключ, или ключ Соль, он показывает, что на второй линейке пишется нота соль, и от этой ноты можно определить нахождение всех остальных нот.

Все звуки на пяти линейках поместить невозможно, по этому существуют добавочные линейки сверху и добавочные снизу.

На добавочных линейках нотные знаки пишутся так же, как и на главных: на линейках, между линейками, над и под ними.

Звукоряд из основных звуков в ключе Соль:

Музыкальные звуки бывают длинными и короткими. Основной единицей длительности считается целая нота. В целой ноте содержится: 2 половины, или 4 четверти, или 8 восьмых, 16 шестнадцатых, 32 тридцатьвторых.

Для того чтобы получить ясное представление о длительности, посмотрите схему:

Длительность нот

Примечание: Каждая из этих нот имеет абсолютную длительность, которая зависит от исполнения более быстрого или более медленного.

Пока остановимся на этом простейшем делении, а с более сложным познакомимся позднее.

Паузы

В музыкальных произведениях часто встречаются моменты молчания. Такие перерывы называются паузами. Паузы также имеют определенные длительности и обозначаются особыми знаками, соответствующими этим длительностям.

 

 

Размер. Такт

Чередование длительностей в разных комбинациях называется ритмом. Музыкальные произведения, записанные на нотоносце, делятся на отрезки вертикальными чертами; расстояние от одной черты до другой называется тактом, а черта, отделяющая один такт от другой, называется тактовой чертой.

Если взять любое стихотворение, можно различить в нём сильные и слабые доли, например:

Бу - ря - Мгло - ю - Не - бо - Кро - ет

Так и в музыке существует чередование сильных и слабых долей. Первая доля в такте должна соответствовать сильному времени, поэтому она должна звучать громче и с некоторым ударением.

В зависимости от характера музыкального произведения счет может быть двухдольным или трехдольным. Например, марш имеет двухдольный размер, и считать его следует: раз, два, раз, два, а вальс имеет трехдольный размер, и считать надо: раз, два, три.

Так как такты по количеству долей могут быть самыми разнообразными и на каждую долю такта может приходиться любая нота по длительности, то для ясности в музыкальных произведениях перед ключом выставляют счет, который обозначается двумя цифрами:

Нижняя цифра указывает, какая длительность приходится на каждую из долей такта, а верхняя — сколько надо считать. Счет на 4/4 иногда обозначается буквой «С», а перечеркнутая буква «С» сверху вниз обозначает, что музыкальное произведение исполняется в два раза быстрее, чем при обозначении С.

После того как вы внимательно проработали теоретичесхкую часть и усвоили нотную запись, запомнив названия нот и местонахождение их, метрическое деление и ритм — можно перейти к практическому освоению инструмента.

Настройка гитары

Прежде чем играть на гитаре, ее надо очень тщательно настроить. Начинать настройку следует от 1 струны, то есть от самой тонкой. Первая струна по своему звучанию должна соответствовать звуку ми первой октавы. Чтобы получить этот звук, надо воспользоваться фортепиано или камертоном ля. Камертон — это раздвоенная стальная пластинка, которая при ударе о какой-либо предмет издает звук ля.

Прижимая первую струну на пятом ладу пальцем левой руки, надо довести ее до звучания ля путем натягивания или ослабления, причем пальцем правой руки надо ударять по этой струне, чтобы слышать ее звучание. Когда струна будет звучать в унисон (одинаково) с камертоном или фортепиано — значит она настроена.

Если отпустить палец левой руки и ударить пальцем правой руки по первой струне, то она будет соответствовать звуку ми.

2 струна настраивается по 1: надо прижать 2 струну на пятом ладу и довести ее до одинакового звучания с 1. Когда она зазвучит в унисон с 1 — значит, она настроена.

После этого, настроить 3 струну в унисон со 2, зажатой на четвёртом ладу.

И остальные струны так же настроить в унисон с предыдущими, зажатыми на пятом ладу.

Струны гитары в нотах изображаются цифрами в кружочках, от 1 до 6.

В дальнейшем гитару следует настраивать по слуху.

Примечание: Если во время настройки гитары нет камертона или другого инструмента, по которому определяется звучание 1 струны, надо первую струну натянуть так, чтобы она издавала довольно высокий звук и не дребезжала, а по ней уже возможно настроить остальные струны.

Таким образом, открытые (не прижатые) струны гитары после настройки соответствуют следующим звукам:

Посадка

Когда гитара настроена, играющий должен сесть на стул, левую ногу поставить на подставку высотой в 10 — 12 см., кузов гитары выемкой положить на левое колено. Гриф должен быть приподнят так, чтобы головка его была на одном уровне с плечом. Правую ногу надо отклонить в сторону, так как она не поддерживает инструмент. Нижняя дека прижимается к груди. Верхняя дека по отношению к полу находится в вертикальном положении. Гитара в руках играющего должна быть очень устойчива.

Постановка правой руки

Правая рука должна извлекать звук и в то же время придерживать инструмент. Звук извлекается посредством щипка или удара по струнам кончиками пальцев. Большой палец производит щипок от себя, а остальные три пальца — к себе. Верхняя часть предплечья (у локтя) кладется на ребро нижней части инструмента, кисть руки находится над струнами в полусогнутом положении и отклонена вправо. При извлечении звука кисть должна быть неподвижна, но не должна напрягаться. Пальцы также находятся в полусогнутом положении, и кончики их извлекают звук у нижней части звуковой розетки.

Условные обозначения пальцев правой руки (аппликатура):

Ппостановка левой руки

Во время игры на гитаре пальцы левой руки должны быть в полусогнутом положении. Струны прижимают кончиками пальцев при игре всеми приемами, кроме баррэ, пальцы в суставах не прогибать, за исключением указательного пальца, который прогибается, когда прижимает одновременно две или три струны.

Большой палец струн не прижимает, он служит опорой для четырех пальцев, прижимающих струны; поэтому он не должен быть виден из-под грифа. Струны надо прижимать около металлических пластинок, но не сдвигать их в сторону. Ногти должны быть коротко острижены.

Условные обозначения пальцев левой руки (аппликатура):

  • указательный ——»—— 1
  • средний ——»—— 2
  • безымянный ——»—— 3
  • мизинец ——»—— 4

Движение пальцев при игре

Если начинающий с первых же упражнений усвоит правильные приемы, это послужит ему хорошей основой для дальнейшего развития техники обеих рук. Движение пальцев при игре вызывается сокращением мускулов. Их напряженность не должна быть постоянной. Как только появляются первые признаки утомления, нужно делать небольшой перерыв в занятиях и прибегать к простому и действенному средству —опусканию вниз руки. Частое механическое (бессознательное) повторение какого-нибудь упражнения может принести только вред.

Пальцы правой руки заставляют звучать струну посредством ударов. Важной предпосылкой является свое собственное представление (ощущение) тона, который должен возникнуть как результат правильного движения пальцев. Абсолютных норм удара не существует: звук всегда будет иметь индивидуальную окраску. Очень многое зависит, конечно, и от инструмента, от выбора струн и т.д.

Приготовленный для удара палец должен находиться вертикально по отношению к струне, при таком положении соприкосновение придает большую силу удара, делая звук звенящим и богатым обертонами. Таким образом, правильность удара зависит от положения руки по отношению к струнам. Каждый перегиб сустава руки вызывает застой кровообращения. Непринужденность тут является правилом.

В результате неправильной постановки и неправильного удара инструмент звучит тускло, неинтересно.

Способ извлечения звука

Прежде чем говорить о способе извлечения звука, необходимо сказать несколько слов об особенностях каждого из пальцев. Самый сильный, но неповоротливый палец — это большой. Наиболее ловкий — первый (указательный палец); второй палец, будучи самым длинным, больше других связан в своих движениях вследствие того, что он зависит от третьего пальца, а также из-за своего положения между первым и третьим пальцами. Это очень часто лишает его свободы при игре. Третий палец (безымянный) слабый и менее подвижный. Четвертый палец (мизинец), самый короткий и слабый, почти не участвует в игре, за исключением редких случаев.

Работая над техникой игры на гитаре, следует стремиться, чтобы все пальцы были ловкими и подвижными.

Звук на гитаре извлекается посредством ударов по струнам кончиками пальцев правой руки. Сила удара исходит от третьего сустава.

Извлекать звук на струне возможно от подставки и до грифа. Если мы будем извлекать звук с одинаковой силой, начиная от подставки и постепенно передвигая руку к грифу, то тембр инструмента заметно изменится. Отрезок, на котором возможно извлекать звуки, можно схематично разграничить на три части:

  1. верхняя (у грифа—верхняя часть звуковой розетки),
  2. средняя (у нижней части звуковой розетки),
  3. нижняя (у подставки).

В этих точках инструмент будет звучать с разной силой и разными тембрами. В верхней части (у грифа) сила звука тихая, тембр — мягкий. Самое сильное и яркое звучание инструмента в середине (у нижней части звуковой розетки). Здесь в основном и извлекаются звуки.

В нижней части (у подставки) инструмент звучит довольно сильно и резко.

Верхней и нижней частью пользуются для изменения тембра. Например, в музыкальном произведении могут встретиться две одинаковые фразы. Чтобы звучание одной фразы отличалось от другой, нужно переменить тембр, то есть одну фразу сыграть в верхней части, а другую — в нижней. В дальнейшем музыкант сам должен почувствовать, где и как применять различные тембры. В связи с тем, что сила звука и тембр меняются от передвижения руки, заметно касание пальцев в разных точках. Например, если коснуться одной струны в разных точках, она будет звучать неровно по силе звука и по тембру.

Чтобы звуки получились ровными и яркими, нужно помнить:

  1. Удары пальцев i, m, a по одной струне следует сосредотачивать в одной точке.

    Примечание: Это правило относится к каждой струне.
  2. Удары пальцев 1, т, а по разным струнам (когда звуки извлекаются отдельно или вместе) должны располагаться по прямой. то есть перпендикулярно струнам (см. рисунок 10).

    Примечание: Если пальцы будут расположены в разных точках, инструмент будет звучать хуже.

     Чем меньше задерживаются пальцы на струнах во время удара, тем сильнее и ярче звучит инструмент. Направление движения пальцев «к себе» (указательныи, средний и безымянный) и «от себя» (большой палец) должно составлять приблизительно уголв 45° по отношению к струнам.

Существуют два способа извлечения звуков.

  1. Ногтевой способ, когда звук извлекается при помощи ногтей на пальцах правой руки.
  2. Способ извлечения звука подушечками (мякотью) пальцев правой руки.

Первый способ считается наиболее употребительным и заключается в следующем: кончики подушечек пальцев (ближе к ногтю) касаются струн, и почти одновременно струна скользит на ноготь, который и заставляет струну звучать. От такого удара звук получается сильным и ярким. При игре ногтевым способом ногти должны быть не длиннее чем на 1,5—2 мм над уровнем подушечек пальцев, иметь полукруглую форму и концы их должны быть хорошо отшлифованы. Большой палец при этом способе извлекает звук кончиком подушечки.

Так как ногти на пальцах все время растут, то за ними нужно следить, придавая им одну и ту же форму, размер и ни в коем случае не допуская шероховатостей — все это отражается на звуке.

Второй способ извлечения звука состоит в том, что кончики пальцев правой руки при ударе касаются струнтолько подушечками пальцев, без участия ногтей. Этим способом концертанты почти не пользуются, так как инструмент звучит гораздо тише, чем при ногтевом способе. Если извлекать звук только мякотью пальцев, то ногти, разумеется, должны быть коротко острижены.

Для игры на гитаре надо овладеть двумя приемами, так как они являются основными в гитарной технике:

  1. Удары указательного, среднего и безымянного пальцев правой руки, направленные сверху вниз, то есть по направлению к деке.
  2. Удары указательного, среднего и безымянного пальцев, направленные снизу вверх, то есть от деки.

Удары пальцев правой руки, направленные сверху вниз и снизу вверх, должны быть примерно под углом 45° по отношению к деке.

Каждый из этих приемов мы рассмотрим отдельно.

Этим приемом следует пользоваться в тех случаях, когда берутся несколько звуков одновременно, а также при всех видах арпеджио.
 Большой палец извлекает звук так же, как и в 1-м случае.

  1. Удар по струне каждого пальца, направленный сверху вниз, состоит из трех моментов:
    1. подготовительный момент— палец над вполусогнутом положении;
    2. удар кончиком пальца по струне, причем сила удара исходит от третьего сустава пальца;
    3. после удара палец останавливается на соседней струне, опираясь на нее в том же положении, как во время удара, и затем снова принимает положение подготовительного момента ( условное обозначение этого приема — )
  2. Удар по одной или нескольким струнам, направленный снизу вверх. Этот прием состоит из двух моментов:
    1. подготовительный момент: пальцы над струнами в полусогнутом положении так же, как в первом приеме;
    2. удар по одной или нескольким струнам; сила удара исходит от третьего сустава, пальцы остаются в полусогнутом положении, после чего опять занимают подготовительный момент. ( Условное обозначение этого приема — )

Примечание: Обычно гитаристы-любители во всех случаях пользуются только 2-м приемом — «снизу вверх». Это неправильно‚ и вот почему: если исполнить мелодию 2-м приемом, когда пальцы правой руки извлекают звук приемом «снизу вверх» то она не будет иметь такой звучности и выразительности, как при 1-м приеме «сверху вниз».

Этими двумя приемами нужно овладеть в совершенстве и применять их, как уже было сказано раньше.

Общие замечания

Ученик с самого начала занятий на гитаре должен обратить самое серьезное внимание на посадкуеа также на постановку правой и левой руки, причем необходимо строго следить за тем, чтобы не было напряжения в руках и во всём корпусе. Следует обратить внимание на то, чтобы во время исполнения пальцы обеих рук сохраняли полукруглую форму, были параллельны между собой и собраны все вместе.

После того как гитара настроена, надо проиграть упражнения на открытых струнах, тщательно следя за правои рукой. Упражнения надо играть со счетом. Считать надо очень ровно. Правая рука не должна напрягаться в кисти. Каждое из этих упражнений играть до тех пор, пока исполнение их не станет совершенно свободным и легким.